ИНСТИТУТ ПИТАНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронте, но и в тылу. В годы войны гигантский объем работы, небывало сложные и ответственные задачи легли на плечи медицинских работников. Благодаря самоотверженному труду медиков в строй было возвращено свыше 72% раненых и 90% больных воинов Красной Армии. Военнослужащие и население были надежно защищены от возникновения эпидемий. Медики не только спасали солдат на поле боя, но и разрабатывали новые виды лекарств, осуществляли небывалые по масштабу санитарно-гигиенические мероприятия, разрабатывали и внедряли  нормы питания для бойцов Красной Армии.

Более 116 тысяч военных медицинских работников в годы войны были награждены орденами Советского Союза, высшей награды – звания Героя Советского Союза – удостоены 44 военных медика.

Во время Великой Отечественной войны Институт питания (в то время - ВНИИ питания Наркомздрава СССР - Н.М.) во главе с директором В.М. Кагановым выполнял неотложные задачи по восстановлению здоровья красноармейцев и мирных граждан, сосредоточил свою работу на разработке норм питания  для госпиталей и действующего состава Красной Армии. Разрабатывались дифференцированные продовольственные наборы пищевых продуктов для разных категорий гражданского населения и военнослужащих. Внимание также было сосредоточено на питании различных контингентов родов войск армии.

В сентябре 1941 г. приказом наркома обороны были введены в действие нормы питания войск в военное время. По этим нормам войска снабжались в продолжение 4 лет войны.

В  конце 1941 г. Институт питания был эвакуирован в г. Новосибирск, где продолжил свою работу на базе Санитарного института и витаминной станции. Клиника института осталась в Москве. Ею руководил до 1943 г. зав. диетологическим отделением Л.Ф. Лимчер, вместо проф. М.И. Певзнера, который по настоянию руководства, был отправлен в эвакуацию. В Москве оставался и директор института проф. В.М. Каганов.

В эвакуации М.И. Певзнер много выступал на съездах и конференциях с докладами по актуальным вопросам диетотерапии при комплексном лечении ранений, при язвенной болезни, при туберкулезе и другим. Его многолетний опыт был высоко оценен практикующими врачами. В период Великой Отечественной войны рационы лечебного питания, разработанные Л.М. Певзнером, широко применялись в госпиталях и способствовали повышению эффективности хирургической и терапевтической помощи.

В годы войны Сибирь стала крупнейшей тыловой госпитальной базой страны. В эти годы в Сибири сложились три крупных научных центра (Томск, Новосибирск, Омск) с высокой концентрацией научных сил, чьи достижения широко внедрялись в лечебную работу госпиталей и противоэпидемическую работу среди населения.

В 1942 г. в Новосибирске прошла конференция, посвященная 25-летию советской медицины. Народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев отмечал, что успешная деятельность эвакогоспиталей стала возможна при постоянном участии в этой работе всех медиков и научных работников. Учитывая все возрастающую роль медицинской науки, проявившуюся на войне и в тылу, Совнарком СССР постановлением от 30 июня 1944 года учредил Академию медицинских наук  СССР.

В 1945 г. Институт питания вошел в систему Академии медицинских наук СССР. В Институте работали такие известные ученые как Б.А. Лавров, О.П. Молчанова, М.И. Певзнер, Д.И. Лобанов, О.Л. Гордон, М.С. Маршак  и др.

В это тяжелое время клиника лечебного питания института, находящаяся в Москве, сосредоточила внимание на заболевании, порожденном войной – алиментарной дистрофии. Широким потоком поступали в стационар жители блокадного Ленинграда, освобожденных от фашистов территорий, узники концентрационных лагерей. Предложенные клиникой лечебного питания рационы, методы парентеральной терапии для восстановления здоровья этих больных внедрялись и с успехом использовались во многих медицинских учреждениях страны.

Большую роль для организации лечебного питания сыграли исследования О.Л. Гордона по питанию при желудочно-кишечных заболеваниях, в период войны он заведовал отделом лечебного питания института.

В мае 1943 г. Институт питания возвратился в Москву и начался восстановительный период. Он был сравнительно коротким, так как удалось сохранить основные кадры специалистов, а также оборудование и оснащение. Некоторое  время институт был расположен на базе клиники.

Продолжилась разработка вопросов, связанных с военной обстановкой. Изучались проблемы восстановления организма, пострадавшего в результате имевшей место недостаточности питания. Значительное внимание уделялось нормам питания для подростков, многие из которых напряженно трудились на промышленных предприятиях.

В клинике лечебного питания проводились исследования по восстановлению функций организма, нарушенных при алиментарных формах дистрофии; разрабатывались технологии по использованию сухой крови, сушеных рыбных продуктов, консервов из мяса и печени кашалота и др.

В 1944 г. для помощи по обеспечению населения витаминами Минздравом СССР была создана специальная комиссия под председательством  Б.А. Лаврова, которая предложила суточные нормы потребности человека в витаминах.

В 1944 г. ВНИИ питания был переименован в Институт питания АМН СССР.

В годы войны во ВНИИ питания работали 14 докторов наук и 52 кандидата наук, которые вносили большой вклад в разработку вопросов питания различных категорий граждан, включая  военнослужащих (Архив ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»).

В это время получили развитие работы по изучению роли витаминов в повышении работоспособности организма в условиях тяжелых физических нагрузок.

Для обеспечения витаминами питания больных и раненых были построены дрожжевые заводы на фронтах и в тылу. В войска поступала аскорбиновая кислота и витамины группы В, а начиная с 1943 г. – концентрат витамина А. С участием Б.А. Лаврова, О.П. Молчановой, В.Н. Букина, В.В. Ефремова и других специалистов по вопросам питания был установлен порядок выдачи витаминных препаратов с учетом климатической обстановки и характера боевых действий.

Большую помощь военным врачам в деле организации мероприятий по профилактике и предупреждению авитаминозов в войсках оказали работы В.В. Ефремова «Авитаминоз и гиповитаминоз С» (1942) и Б.А. Лаврова «Краткое руководство по профилактике С-авитаминоза» (1943). В.В. Ефремов, в 1941 г. эвакуированный в Казахстан, выполнял специальные  задания Наркомздрава по борьбе с авитаминозами, по организации витаминной промышленности в этой республике. В 1944 г. он был награжден орденом Знак Почета, а затем медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Большой вклад в решение проблем питания внесли гигиенисты. Была разработана более дешевая тара (консервированные банки из жести с лаковым покрытием) для пищевых продуктов.

Значительный объем исследований в области гигиенического обеспечения войск осуществлен сотрудником института А.О. Натансоном. С августа 1942 г. по октябрь 1944 г. он находился в действующей  армии в должности врача-гигиениста. В мае 1943 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

Научный сотрудник института А.И. Штенберг в начале 1942 г. был вызван из эвакуации в Москву для работы в аппарате Министерства здравоохранения и одновременно был назначен заведующим лабораторией пищевой химии Института питания. Он изучал  токсичность ядохимикатов, применяемых для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и стимуляторов роста растений. В 1945 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

Внимание технологов было сосредоточено на создании концентратов, предназначенных для воинских частей, изыскании заменителей пищевых продуктов. Ассортимент пищевых концентратов, отпускаемых войскам, достигал в 1944 г. 12 наименований (6 первых блюд и 6 вторых).

Сотрудник института О.П. Молчанова, будущий директор Института питания, в годы войны принимала участие в разработке вопроса о физиологической оценке новых пищевых продуктов, о применении дрожжей в лечебном питании. В 1940-1941 гг. она же  провела разработку актуальной для Красной Армии темы «Суточный расход энергии красноармейцев разных родов войск», что послужило обоснованием при разработке красноармейского пайка. Ценность ее работ была отмечена Управлением Продовольственного снабжения Главного Интендантского управления Красной Армии в  январе 1941 г.  В 1943 г. она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Известный диетолог, сотрудник института М.С. Маршак  вел работу по внедрению лечебного питания в госпиталях и военно-санитарных поездах, одновременно занимаясь проблемами лечебного питания при заболеваниях и травмах военного времени: инфицированных ранениях, челюстно-лицевых ранениях, травмах брюшной полости с ранением кишечника и др. Составил ряд руководств по лечебному питанию в эвакогоспиталях. В 1944 г. работал консультантом Санитарного управления Московского военного округа и Главным терапевтом РЭП № 33. Он был награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, боевыми и памятными медалями.

В Институте  питания создавалась технология лечебного питания при ряде заболеваний и ранений, трудно поддающихся обычным методам лечения.      Большое значение имела разработанная институтом рецептура питательных жидких и полужидких блюд для больных с челюстно-лицевыми ранениями.

Была внедрена рецептура и технология производства крекера из различных видов муки.

Учеными института была создана новая группа концентратов: мясожирового перлового с соей, мясожирового картофельного, печеночно-жирового перлового, гречневого и др. Все они были приняты на снабжение армии.

Также была разработана безотходная технология сушки картофеля,   рецептура и технология приготовления повидла на свекольном сиропе и свекольных выжимках.

В связи со вспышками пищевых отравлений Институт питания принял участие в  разработке ряде руководств по профилактике таких отравлений.

Война нанесла большой ущерб институту. Во время войны ушли на фронт и погибли четыре сотрудника института – В.В. Кириллов, Г.А. Левин, И.В. Панченко, В.М. Типков. В значительной степени был растрачен приборный парк, разрушены многие коллективы.

Но, несмотря на все эти потери, Институт питания и его клиника смогли после окончания войны быстро развернуть работу на высоком уровне, внедряли рациональное питание для достижения  здоровья населения страны.

 

 

Литература

1. Архив ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Личные дела сотрудников.

2. Государственное учреждение Научно-исследовательский институт питания Российской Академии медицинских наук. 75 лет. – М., 2005. С. 7-8.

3. Ефремов В.В., Штенберг А.И. 50-летний путь Института питания АМН СССР: его создапние, становление и развитие // Вопросы питания. 1980. № 5. С.6-7.

4. Самсонов М.А. Основные этапы научной деятельности клиники лечебного питания Института питания РАМН (1930-2005) // Вопросы питания. 2005. № 5. С.4.

5. Самсонов М.А., Беюл Е.А. Достижения советской диетологии // Вопросы питания. 1977. № 5. С. 46-47.

 
Что-то потеряли?